8. Игры,
развивающие речь и мышление
Практически во всех играх, описанных раньше, дети встречались с
игровыми действиями, в которых активно участвуют и речь и
мышление. (Эти два важнейших психических процесса неразрывно
связаны друг с другом.) Но в указанных играх использовался тот
уровень развития речи и мышления, которого дети уже достигли.
Игры настоящего раздела нацелены на то, чтобы развивать эти
процессы в необходимом единстве.
Развитие речи ребенка идет по нескольким направлениям. Это и
отработка артикуляции, и расширение активного словаря, и
развитие связной речи, т.е. умения выразить свою мысль словами,
и формирование речевого мышления. Все эти направления
представлены в играх данного раздела. На
отработку артикуляции и уточнение произношения трудных для
малышей звуков направлены только две первые игры («Чудесный
сундучок» и «Мешочек,
впусти!»). Причем акцент в них делается на интонационной
выразительности речи, которая, как правило, страдает у малышей.
Следующие игры («Зайчик и мишка»
и «Где спрятался зайчик?»)
направлены на развитие пространственных представлений ребенка и
на усвоение их словесного обозначения. В увлекательных сюжетных
ситуациях дети усваивают значение основных предлогов и наречий,
обозначающих пространственные отношения предметов (близко,
далеко, впереди, позади, напротив, рядом), и сразу же
закрепляют знания. Это обогащает словарь ребенка и развивает его
пространственные представления.
В большинстве игр этого раздела слово связано с движением и
действием (реальным или воображаемым). В играх
«День рождения
куклы Алёнушки» и
«Где мы побывали,
что мы повидали?» связь речи и движения является основой
развития мышления ребенка: словесное выражение своих действий
способствует их осознанию и пониманию, а движения и воображаемые
Действия наполняют слова конкретным содержанием. В некоторых
играх дети учатся выделять назначение (функцию) предмета.
Вначале этому способствуют сюжетная, воображаемая ситуация и
действие с предметом («День
рождения куклы Аленушки»), в дальнейшем дети учатся
формулировать назначение предметов с помощью слов, загадывая и
отгадывая загадки («Кому дать?»).
Для развития мышления ребенка очень важно не только выделение
существенных признаков предмета, но и синтезирование их в едином
представлении. Развитию этой способности посвящено несколько игр
данного раздела. В игре «Отгадай-ка!»
пример синтезирования признаков дает сам воспитатель. Вместе со
своим помощником (ребенком) он перечисляет характерные
особенности предмета, т.е. загадывает загадку, а дети ее
отгадывают, т.е. строят целостный образ предмета по совокупности
его признаков.
В то
же время, выполняя роль помощников воспитателя и перечисляя
вслед за ним признаки предметов, изображенных на картинке, дети
делают первые шаги к описанию предмета через анализ и синтез его
характерных особенностей. В следующей
игре малыши уже сравнивают предметы по совокупности признаков. В
игре «Парные картинки» они
сами (по опорным вопросам воспитателя) перечисляют признаки
изображенного предмета, т.е. производят элементарный анализ и
синтез. Рассуждая и обмениваясь впечатлениями, дети
устанавливают тождество или различия предметов. Игра учит их
рассуждать и делась выводы.
В заключительной игре данного раздела («Игрушки-артисты»)
малыши учатся устанавливать смысловые связи и отношения между
действующими персонажами и понимать разные жизненные ситуации.
Передавая эти отношения посредством связной речи, дети
осмысливают содержание жизненных ситуаций. Таким образом, игры,
представленные в данном разделе, обеспечивает органическую связь
между мышлением и речью, которая взаимообогащает эти важнейшие
психические процессы и способствует познавательному развитию
ребенка.
На
предыдущую
|
Содержание
|
На
следующую
|
|