Восприятие и выделение формы не происходит само собой. Этому нужно учить ребенка начиная с младшей группы детского сада. Одним из наиболее эффективных способов такого обучения являются игры. В игре создается такая ситуация; в которой целенаправленное восприятие и различение формы предмета становятся важными для ребенка: на этом строится его общение с другими детьми, от этого зависит получение желанных предметов и успех его действий. Играя, малыш легко и с удовольствием осваивает рациональные приемы обследования формы глазами и руками, причем не только осваивает, но и активно применяет эти приемы, совершенствуется в самостоятельном их использовании, что, конечно, имеет большое значение для умственного и эстетического развития. Предлагаемые в этом разделе игры направлены на ознакомление детей прежде всего с формой окружающих предметов — объемных и плоскостных. Параллельно, в соответствии с программой детского сада, дошкольники осваивают простые геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник). Кроме того, предлагаемые игры помогут им увидеть различия между некоторыми объемными телами (шар, куб, призма). Действуя с предметами разной формы, малыши учатся обследовать их одновременно рукой и глазом — зрительным и осязательным способом. Эти способы неразрывно связаны и взаимодополняют друг друга. Их сочетание необходимо для целостного представления о предмете, без которого трудно решать различные игровые, изобразительные и конструктивные задачи, различать предметы по форме. В предлагаемых играх преследуется еще одна важная цель — учить детей согласованным действиям обеими руками и развивать координацию руки и глаза. Без этого ребенок не научится ни завязывать шнурки, ни застегивать пуговицы, ни вытирать руки полотенцем, словом, не овладеет огромным количеством практических навыков, необходимых в жизни. Так как приемы осязательного и зрительного обследования формы специфичны для каждого вида восприятия, предлагаемые игры разделены на две серии. В одной из них дети осваивают приемы осязательного обследования формы и приучаются выделять ее как отличительный признак предмета. В другой — приемы зрительного обследования формы, позволяющие им успешно решать различные изобразительные и конструктивные задачи, связанные с игрой. В обеих сериях игры изложены в определенной последовательности, необходимой для успешного овладения способностью различать и выделять форму предмета. |
2011. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. |