Развивающие игры для детей. Вернуться на главную страницу

 


3. Игры, способствующие развитию целенаправленного слухового восприятия

Обычно к трем годам дети уже обладают достаточно большим запасом слуховых впечатлений, однако они еще не умеют управлять своим слухом: прислушиваться, сравнивать и оценивать звуки по силе, тембру, характеру. Малыши, как правило, не отдают себе отчет в том, что именно они слышат, т.е. воспринимают на слух. Это происходит потому, что окружающие звуки чаще всего воспринимаются ими неосознанно, сливаясь с другими, более важными для них впечатлениями. Звуки порою не замечаются детьми, слабо выделяются ими.

Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные особенности — очень важная человеческая способность. Без него нельзя научиться внимательно слушать и слышать другого человека, любить музыку, понимать голоса природы... Способность слушать и понимать звуки не возникает сама по себе даже при наличии острого природного слуха. Ее нужно целенаправленно развивать у ребенка с ранних лет жизни. Конечно же, лучше всего это делать в игре. На воспитание этой способности и направлены игры, представленные в данном разделе.

Общая цель этих игр — открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными, значимыми, говорящими о чем-то важном. Большинство игр имеет характер загадок, в которых дети по звуку отгадывают его источник. Последовательность игр в разделе определяется нарастанием сложности слуховой задачи и осознанности слухового восприятия. Вначале дети отгадывают источник звука — голос своего ровесника или озвученную игрушку: «Кто разбудил Мишутку?», «Колпачок и палочка», в игре «Встречайте гостей» разные звуки становятся сигналами, которые предвосхищают конкретные события и настраивают детей на соответствующие игровые действия.

В дальнейшем (игры «Что выбрал Петрушка?», «Звуковые загадки») дети под руководством воспитателя улавливают особенности знакомых звуков и передают их характер с помощью доступных им средств — движением, звукоподражанием или словом. Это способствует тому, что дети начинают целенаправленно сравнивать звуки между собой, различать их. Так в игре постепенно формируется способность слышать и понимать звуки. Для успешного формирования целенаправленного слухового восприятия в игре необходимо соблюдать два основных условия.

Во-первых, нужно обязательно отделить «загадочный» звук от других звуковых впечатлений. Для этого необходима полная тишина в моменты загадывания и отгадывания звуковых загадок. Тишина в группе нужна и для того, чтобы все участники игры могли сосредоточиться на звуке и оценить ответы друг друга. Во-вторых, нужно сделать так, чтобы ребенок, отгадывающий звуковую загадку, не мог видеть источника звука. Для этого можно отгородить источник звука ширмой или посадить ребенка спиной к звучащему предмету. Для успешного развития детского слуха очень важно проводить эти игры систематически, повторяя их изо дня в день.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.