Развивающие игры для детей. Вернуться на главную страницу

 


Игра "Закрой окошко"

Особенности игры и ее воспитательное значение. Эта игра является первым шагом на пути формирования у детей целенаправленного зрительного восприятия формы. Дошкольники учатся рассматривать, сравнивать и различать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

С этими фигурами они часто сталкиваются и на занятиях по изобразительной деятельности (рисование, аппликация), однако занятые практическими действиями с клеем, кисточками и поглощенные другими (изобразительными) задачами, дети не обращают внимания на форму. А взрослые, проводя подобные занятия, не используют геометрические фигуры для развития зрительного восприятия формы.

Игра содержит ряд условий, способствующих развитию осознанного и четкого зрительного восприятия формы. Во-первых, создается ситуация, побуждающая ребенка к выделению и осознанию формы как важного отличительного признака предмета. Эта ситуация уже хорошо знакома детям по предыдущим играм в поручения и дает возможность использовать накопленный игровой опыт. Обучающая задача в данной игре носит характер загадки, которую должен разгадать ребенок, что мобилизует его познавательную активность и способствует еще более осознанному восприятию формы.

Во-вторых, играя, дети осваивают показанный им прием, позволяющий обследовать фигуру одновременно и глазами и руками, что позволяет ребенку лучше выделить форму. В-третьих, отчетливому зрительному восприятию формы способствует игровой материал. Специально разработанное пособие, содержащее линейное и рельефное изображения контура фигуры, позволяет одновременно обследовать ее форму и глазами и руками, постепенно переходя к чисто зрительному восприятию.

Игровой материал. Для игры нужно изготовить два комплекта геометрических фигур, по шесть фигур в каждом. Три из этих фигур (круг, квадрат, равнобедренный треугольник) являются основными, а три (овал, трапеция и ромб) — дополнительными, необходимыми для различения и выбора основных фигур. Кроме того, нужны контурные изображения каждой фигуры на отдельных карточках размером 8X6 или 10x8 см. В каждый комплект игрового материала входит несколько экземпляров (шесть — восемь) карточек, на которых имеются контуры основных фигур.

Контуры должны быть двух видов — рельефный и линейный, прорисованный тушью или фломастером. Рельефный контур изготовляют из плотного картона, наклеенного в два слоя. На верхнем слое предварительно вырезается окошко, форма и размеры которого соответствуют одной из основных фигур. Фигура должна легко вкладываться и выниматься из окошка, но не выпадать при вертикальном положении карточки. Полученное углубление нужно окрасить в цвет, соответствующий фигуре.

Описание игры и приемы ее проведения. Поскольку игра в поручения уже описана в предыдущем разделе, мы ограничимся здесь кратким изложением игрового замысла, игровой ситуации и рассмотрением специфических для данной игры педагогических приемов. Воспитатель предлагает детям занять места на заранее расставленных стульях, устанавливает напротив небольшой столик и садится за него.

Он достает из коробки с игровым материалом три фигуры (основные) — треугольник, круг и квадрат, затем карточку с рельефным контуром круга и спрашивает детей: «Как вы думаете, для какой из этих фигур здесь приготовлено место? Давайте вместе отгадаем загадку и закроем фигуркой окошко». Он подзывает одного из детей, предлагает ему внимательно посмотреть вначале на фигуры, затем на карточку и обвести пальчиком рельефный контур фигуры. «Смотри внимательно, как твой пальчик идет по краешку», — направляет воспитатель действия малыша.

Затем предлагает выбрать ту фигуру, для которой приготовлено место, закрыть ею окошко. Ребенок, выбрав фигуру, накладывает ее на контур и показывает всем детям (ставит карточку в вертикальное положение), чтобы все оценили, правильно ли он закрыл окошко. «А теперь давайте все вместе поиграем», — говорит воспитатель и обращает внимание детей на то, что на двух столах лежат разные фигуры (они приготовлены заранее). «Мы сейчас будем друг другу загадывать загадки. Тот, кого я назову, будет их отгадывать, мы все тоже будем отгадывать загадку, но по-другому. Сейчас я покажу как».

Воспитатель подзывает к себе двух детей, дает им карточки с одинаковыми окошками (рельефными контурами) и предлагает обвести этот контур пальцем, после этого подойти к столам с фигурами и выбрать одну из них, соответствующую этому окошку. Остальные карточки с теми же контурами получают сидящие дети. Передавая их друг другу по очереди, они обводят контур пальцем, Когда дети, выполняющие задание, найдут нужную фигуру и закроют ею окошко, они возвращаются в группу и показывают закрытые окошки. Пока дети ищут нужные фигуры, воспитатель предлагает каждому малышу, после того как он обвел пальчиком контур, нарисовать тот же контур в воздухе.

Дети, выполнявшие поручения, показывают, как они разгадали загадку: вкладывают фигуру в контур (закрывают окошко). Остальные малыши вместе с воспитателем оценивают правильность решения задачи. Если задача решена неправильно, воспитатель предлагает снова обвести контур пальчиком, нарисовать фигуру в воздухе и исправить свою ошибку. Затем вызываются следующие двое детей и все повторяется сначала. При повторении игры в ближайшее время рельефный контур следует заменить прорисованным. Прием обведения контура рукой, как правило, становится необязательным. Его можно предлагать лишь отдельным детям, которые в этом нуждаются.

Правила игры.
1. Внимательно рассмотреть контур на карте и обвести его одновременно и рукой и взглядом.
2. Найденную фигуру наложить на контур и убедиться, что она подобрана правильно.

Советы воспитателю. К игре нужно тщательно подготовиться: игровой материал уложить в специальную коробку с отделениями для фигур и карточек. Раскладывать фигуры на столах следует на небольшом расстоянии друг от друга, чтобы легче было выделить каждую из них из фона и оставалось место для сравнения фигур и накладывания их на контур. При проведении игры следует учитывать, что у непоседливых, расторможенных детей внимание быстро ослабевает после того, как они выполнят поручение. Поэтому время от времени давайте им в качестве двигательной разрядки задание отнести обратно на стол найденные фигуры.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.